Архив новостей
2024
Май
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
18 29 30 1 2 3 4 5
19 6 7 8 9 10 11 12
20 13 14 15 16 17 18 19
21 20 21 22 23 24 25 26
22 27 28 29 30 31 1 2
    Аренда помещений БАМАП


    export


    Академия IRU


    Транспарк


    Транспортный вестник


Ðåéòèí&amp227;@Mail.ru
 
Актуальные интервью и публикации

Кадры и профподготовка

«ВАЖНЫЕ ПОБЕДЫ НЕ ПРИХОДЯТ ПО ЩЕЛЧКУ ПАЛЬЦЕВ!»
Девушка-водитель – о трудностях и курьезах в своей профессии

Профессия водителя-международника долгое время считалась сугубо мужской. И не просто считалась: до середины 2022 г. работа водителем на грузовых автомобилях грузоподъемностью свыше 5 тонн имела для женщин ряд ограничений на законодательном уровне. С отменой этих ограничений число представительниц прекрасного пола, управляющих большегрузами, в нашей стране растет, а сами женщины с присущей им легкостью показывают, что готовы справляться с любыми профессиональными задачами. И при этом не терять ни толики своей женственности и очарования.
«Мир тяжелых моторов» попросил рассказать о своей работе водителем-международником как раз такую девушку. Татьяна Лавренова пришла в транспортную сферу недавно, и потому все ее впечатления от профессии еще свежи. Она – водитель ООО «ПроЛив», многому уже научилась, но, как и прежде, стремится учиться дальше. Так какой же он, женский путь в профессию водителя-международника?..

Фото 1.jpg

– Татьяна, когда газете «Мир тяжелых моторов» дают интервью водители-мужчины, часто выясняется, что мечта стать водителем-международником возникла в далеком детстве: мальчишеские грезы о дальних дорогах и пример отца, лихо управлявшего большой машиной, определили их выбор профессии.
А как случилось, что в кабине большегруза оказались Вы? Простите за стереотипное мышление, но девочки обычно мечтают о чем-то другом…
– Нет, с раннего детства я не мечтала стать водителем-международником, в этом Вы правы. И более того, к моменту, когда я пришла в профессию, я уже какое-то время работала в совсем другой сфере. По образованию я педагог, преподавала физвоспитание в своем родном городе, Рогачеве, в Государственном профессионально-техническом колледже строителей. Если по-простому, я – физрук. И в колледже я отработала десять лет…
Но мысли о том, что я могла бы управлять автопоездом (впрочем, слово «фура» мне нравится больше, если честно, меня даже мои друзья по этой причине «фуристкой» называют (улыбается), в какой-то момент возникли и не отпускали. Знаете, у меня уже больше десяти лет есть водительские права категории «В». А также и категории «А»: я очень люблю кататься на байке. Скорость, адреналин и вот это вот всё, что связано с дорогами, – это моё. Так что назвать совсем случайным то, что я попала в международные перевозки, нельзя. Но… я долгое время считала, что это невозможно. Да и в кабине тягача я никогда не сидела до того момента, когда оказалась в ней уже в качестве водителя-стажера. А потом в социальных сетях начали появляться ролики о том, как девчонки работают в международных перевозках, и число этих видео росло. И вдруг стало понятно, что девушка за рулем большегруза – никакой не нонсенс, а в Европе и вовсе этим уже никого не удивишь. И я решила: а почему бы и нет?!

– Вот так просто? Может, был в жизни какой-то толчок к тому, чтобы Вы пошли учиться на новые, «тяжелые» водительские категории?
– Какого-то судьбоносного события, которое бы подтолкнуло меня к дверям автошколы, на самом деле, не было. Точнее оно случилось, такое событие, но позже – уже после того, как я приняла решение, но об этом пока рано говорить (улыбается). А так, я, наверное, просто созрела для того, чтобы попробовать себя в новом деле. Я подумала: «А когда, если не сейчас? Вот будет мне сорок, тогда я уже никуда не поеду и не пойду, а пока надо пробовать!»

– У девушек не принято спрашивать о возрасте, но…
– Я понимаю, о чем Вы… Когда-то это, наверняка, произойдет, и я с ужасом думаю о том, что однажды это все прекратится. А сейчас мне очень нравится моя работа и очень нравятся международные перевозки. Несмотря на то, что это сложно. Да, работа водителем-международником сложная. Даже неожиданно сложная: врать не стану, я поначалу думала, что все проще. «Ну, что там водитель делает?! Рулит себе и рулит. Мешки же он сам не носит…» Но все не так, как казалось сперва, есть свои трудности. Спасибо, наши мужчины (диспетчеры компании и водители, работающие у нас) мне постоянно помогают и относятся с пониманием. Спасибо им огромное за это! В рейсах у меня серьезных поломок не было, но, думаю, что и на дороге нашлись бы мужчины, которые бы пришли на помощь.

– А как давно Вы вообще работаете водителем большегруза?
– В профессии я меньше года. Даже чуть-чуть меньше, чем полгода: с начала сентября я работаю. Так что со многим, наверное, еще просто не сталкивалась. Но вот чего точно не было, так это негатива со стороны коллег. Ни один мужчина в компании не сказал мне: «Ты же девушка, иди домой борщ варить!» И если говорить правду, борщ варить я не умею, с этим проблема.

– Но неужели абсолютно все окружающие воспринимают Вас за рулем тягача без удивления?
– Конечно, нет. У нас женщина за рулем тяжелого автомобиля еще способна вызвать удивление. Помню, в одну из моих первых поездок, я в каком-то российском городе остановилась на светофоре, а в этот момент к пешеходному переходу подошла женщина. Не могу сказать, что пожилая, но… в возрасте, одним словом. Она подняла на меня глаза, задержала взгляд, а потом…

– …перекрестилась?
– Да! Она, глядя на меня, перекрестилась и пошла дальше (смеется). Ну, это из такого, курьезного. Часто люди показывают пальцем, мол, глянь, кто за рулем. Мужчины-коллеги, проезжая мимо, поднимают большой палец вверх, показывают «класс»… Вообще очень много поддержки чувствую. Часто незнакомые люди подходят, особенно на заправках, например, поинтересоваться, как работается, говорят: «Молодец!», «Не сдавайся!» и все в таком духе. Приятно, конечно.

– А когда на права учились, неужели не сталкивались с удивленными взглядами мужчин и преподавателей? Ваши коллеги – другие девушки, уже работающие в международных автоперевозках, рассказывают по этому поводу, например, что их встречали в учебных классах с недоумением. Мол, девушка, ошиблись: вождению легковушек учат этажом выше…
– Так мне не говорили. Может быть, сыграло свою роль то, что у нас город небольшой, и практически все друг друга знают. А может быть, просто, как мне сказал преподаватель, я была уже пятой или шестой девушкой, которая училась там управлять большой машиной.
А вообще я, пока училась, никому не признавалась, что в очередной раз в автошколу пошла. Если же кто-то спрашивал, отшучивалась: «Вот остановит меня гаишник, а у меня все категории в водительских правах: и «А», и «В», и «С», и даже «Е». И он скажет, мол, ничего себе! И проще разговаривать с ним будет…»
Автошкола запомнилась другим – тем автомобилем «КАМАЗ», на котором училась. Старенький, допотопный… Хоть и так, мне все равно понравилось! «Высоко сижу – далеко гляжу…» Было здорово! И я окончательно решилась: нужно пробовать!

– Пробовать себя в деле, Вы имеете в виду…
– Да, и вот тут был тот самый «звоночек», о котором я говорила чуть раньше.
Я ведь как искала работу: разместила резюме на каком-то сайте, а в нем указала всё, как есть. И то, что я не имею опыта работы, и то, что права месяц назад получила, и всё-всё-всё. Мне позвонили, и мы даже вроде бы договорились о том, что мне перезвонят и скажут, когда приезжать на теоретическую стажировку. Но прошли все обещанные сроки, а звонка все не было. Вот уже и неделя прошла…
И подруга мне говорит: «Таня, если они не объявятся, ты уже дальше не пройдешь…» И тут они мне звонят: «Вы не передумали, нет? Ну, раз не передумали, приезжайте в понедельник на стажировку». А в понедельник… мой день рождения! И я восприняла это, как знак, как подарок судьбы: значит, все получится! Ну, и всё пошло – поехало…

– И далеко уехало? Вот сейчас Вы где?
– У меня сейчас дальний рейс – в Елабугу. Это, мои коллеги знают, недалеко от Набережных Челнов. Везу груз на завод «Махеев».

– Часто по России ездить сейчас приходится?
– Практически все время. Пока по двум странам только и ездила – по Беларуси и России. Компания, конечно, и в других направлениях грузы возит. Например, в Узбекистан. Но это опасные грузы, и, чтобы получить допуск к такой работе, нужно хотя бы год отработать на перевозках обычных грузов. Пройдет нужный срок, и я обязательно получу удостоверение для работы с ADR-грузами.
А ведь поначалу, еще до прихода в профессию, я даже не замечала, что тягачи, оказывается, и цистерны возят тоже, представляете? Тенты – понятно, рефрижераторы – понятно, а вот бочек не замечала, и для меня в момент моего прихода в компанию (а здесь возят именно наливные грузы) это стало таким откровением! Зато я не боюсь, что у меня груз похитят в пути! Ну, кто, скажите, полезет в бочку?..

– А не страшно начинать работать с опасными грузами?
– Нет… Вернее, да. Я боюсь, скрывать не буду. Но сильнее страха – желание научиться, сделать еще шаг в профессии, которую выбрала. Мне очень интересно! Если всего бояться, лучше сидеть дома и ничего не пробовать. Я не из таких. Да и потом, с новым грузом и в новую страну в первый раз ведь можно и «паровозиком» ехать: в паре с еще одной машиной, управлять которой будет опытный водитель. Так не страшно!
Вообще я очень любопытный человек: сейчас, например, постоянно задаю коллегам какие-то вопросы. Многие из этих вопросов, наверняка, кажутся опытным водителям глупыми. А я по сто раз одно и то же спрашиваю, и они – спасибо им в очередной раз! – мне снова и снова одно и то же повторяют. Не ленятся, не отмахиваются, с меня не смеются… Считаю, мне очень повезло – и с компанией, в которую попала, и с коллегами.

– Но ведь по мере накопления опыта таких вопросов становится меньше? Или нет?
– Меньше, конечно. Я так думаю, во всяком случае. Раньше случись что, и я считала, что это все, конец света. И звонила диспетчеру сразу, когда надо и когда не надо, даже плакала в трубку. «Я заехала не под тот шлагбаум!..» Или еще что-нибудь в этом роде. А он терпеливо меня выслушивал каждый раз, давал советы, рассказывал… даже нет, разжевывал мне всё и подсказывал, как поступить. Теперь я со многими проблемами научилась справляться сама. Я уже спокойно отношусь к тому, что можно остановиться, включить «аварийку», выйти и задать людям вокруг свой вопрос. То есть на месте разобраться. В частности, это касается системы навигации в России. Для меня это была проблема. И не раз случалось такое, что я заблудилась, но теперь такие случаи происходят все реже. В общем, это уже не проблема…

– А чисто женские «штучки»? Маникюр, макияж… Удается следить за тем, как Вы выглядите в дальних рейсах?
– То, о чем Вы говорите, наверное, является проблемой для всех девушек – «фуристок». Девушки всегда хотят выглядеть хорошо, это правда. Ну что, утром проснулась и накрасилась. Главное, не забыть взять с собой все нужное в дорогу. Ведь, если мужчины берут с собой в дорогу две, ну, пусть три сумки, то у меня их… тринадцать. И это не шутка! Тринадцать обычных дорожных сумок. И ничего лишнего, поверьте, я с собой не беру.

– В начале разговора Вы сказали, что до работы водителем-международником даже никогда не сидели в кабине тягача. А сейчас насколько такой, водительский, быт кажется Вам удобным?
– Я сейчас работаю на первом своем тягаче, и потому сравнивать мне особенно не с чем. В целом мне в кабине тягача (а это китайский SITRAK) комфортно. Плюс к удобству, она (машина, то есть) красивая и, я бы сказала, стильная. Да и система управления грузовиком понятная. С этой точки зрения, вопросов никаких не возникает. А если какие-то и появляются, мастера с нашего корпоративного СТО эти вопросы устраняют, когда я приезжаю на базу. Сервис у нас четко работает!

– А характер, ритм жизни изменились? Вы ведь преподавали физическое воспитание на протяжении долгого времени, а это регулярные нагрузки и, наверняка, постоянное движение. А теперь много времени приходится проводить в водительском кресле…
– Так и есть. И Вы верно подметили: нагрузки, их характер изменились.
Изменились настолько, что первые несколько недель казались адом. Я ведь не только физрук, я еще и спортсмен, и в соревнованиях участвую. А тут села и… едешь, и едешь, и едешь.

– Каким видом спорта Вы занимаетесь?
– BISON RACE. Это экстремальный бег с препятствиями: ты не просто бежишь выбранную дистанцию (например, пять или десять километров), но все время преодолеваешь подъемы, склоны, какие-то преграды, естественные и искусственно созданные. Еще есть дистанция, которую нужно проплыть. То есть, это и силовой вид спорта… Больше всего испытаний на силу хвата: кисти должны быть очень сильными. Каждое испытание, каждое препятствие само по себе вроде и не трудное, но, когда ты их проходишь одно за другим, когда мышцы у тебя забиты на предыдущем испытании, а впереди уже возникает следующее… Сложно. Зато ощущения просто потрясающие!

– Женщин-водителей часто пытаются смутить вопросом о том, смогут ли они при необходимости поменять колесо у большегруза. Я так понимаю, с этим никаких проблем у Вас не возникнет…
– Да, меня об этом иногда спрашивают. И такое чувство, как будто спросить больше не о чем, будто это главный экзамен на профпригодность! Ничего сверхъестественного в замене колеса я не вижу. На наших соревнованиях девушкам приходится такие колеса кантовать, Вы бы только видели! Не знаю, с какого трактора организаторы BISON RACE снимают эти колеса, но они ростом с меня. Ничего, справлялась сколько раз, никто не жаловался! (улыбается) Для участниц этих соревнований никаких поблажек нет, и на дистанции мы делаем все то же самое, что и мужчины.

– Призовые места занимали?
– Была и первая, и вторая, и третья, и… пятнадцатая! Да, когда начинала, была в числе последних. Что ж, важные победы не приходят по щелчку пальцев! Хочешь чего-то добиться – постарайся!

– Получается спортивная подготовка и закалка у Вас будь здоров!.. И как же удалось привыкнуть к совсем другому образу жизни – многочасовому пребыванию в кресле водителя?
– Я уже сказала, было трудно. Дело в том, что поначалу тяжело было переключиться. Ты все время мыслями за рулем, все время решаешь какие-то проблемы, стараешься что-то не забыть, ошибаешься и исправляешь собственные ошибки… И потому не было времени даже для того, чтобы выйти из машины и элементарно поприседать, размять косточки. А организм требовал привычных нагрузок: «Выпустите меня из этой кабины!» Но постепенно всё встало на свои места. Наладился рабочий график, появилось время для того, чтобы заниматься спортом: выйти и отжаться у машины или пробежку сделать.
Есть при этом, конечно, свои сложности. Далеко не убежишь: машину без присмотра оставлять не хочется. Да и принять душ после тренировки, пусть и короткой, не всегда бывает возможно. И сезонность влияет: осенью приехал куда-нибудь на загрузку, тебе говорят: «Загрузка будет длиться четыре часа». «Ага, – думаешь. – Можно пробежаться!» Кроссовки надела и побежала. А зимой все не так: кругом снег, и не очень-то побегаешь где-нибудь в промышленной зоне. Да и темнеет рано…

– Вы говорите, кроссовки… То есть, одна из тех тринадцати сумок, о которых Вы рассказывали, – это, видно, сумка со спортивной одеждой…
– Правильно (улыбается). И не только. У меня с собой всегда скакалки, резинки, утяжелители. Одел утяжелитель – и даже недолгая пробежка заставляет мышцы хорошенько поработать.

– С учетом Вашего опыта и знаний, можете дать какие-то рекомендации коллегам – и мужчинам, и женщинам, которые много времени проводят за рулем?
– Является ли человек спортсменом или не является, я рекомендую всем во время простоя не лежать в кабине, а выходить из нее, чтобы сделать набор хотя бы базовых упражнений.
А упражнения со скакалкой я вообще советую всем – не только дальнобойщикам. Кроме физической нагрузки, это еще и кардио-упражнение неплохое. И еще одна рекомендация – не забывать пить жидкость.

– Татьяна, как Вам кажется, необходимо ли девушкам-водителям какое-то особое отношение в транспортной компании? Как лучше: чтобы к девушкам относились как к девушкам, или пусть все относятся к Вам как к равной?
– Лично я не хотела бы, чтобы ко мне относились с каким-то особым вниманием именно из-за того, что я девушка. В то же время, да, есть, наверное, ситуации, когда особое отношение требуется. Например, сломалась машина и нужно отремонтировать ее. И тут особое отношение нужно даже не потому, что я «нежное создание», а потому, что я в технике плохо разбираюсь. При этом, замечу, сейчас среди водителей-международников и мужчин есть немало таких, кто ничего в ремонтных работах
не понимает. Уровень техники такой сегодня!
Сама я не стану пользоваться и козырять тем, что я девушка. Например, не буду щемиться в очередь, чтобы проехать быстрее: «Ребята, ну, пропустите, я же девочка!» (смеется) Наоборот, как я уже говорила, я бы хотела получить разрешение для работы с ADR-грузами, начать ездить не только на танк-контейнерах, но и на полноценных цистернах, научиться еще многим вещам и… стать универсальным солдатом, если так можно сказать. Мне очень интересно всё, чем я занимаюсь, и я хочу изучить все стороны работы. Поблажек не жду и не хочу.

– Вы говорите, хотите научиться многим вещам. А есть что-то такое, чему Вы уже научились, и это является маленькой профессиональной победой?
– Да, не на курсах, а уже в компании мне пришлось учиться парковаться задним ходом. И этот маневр мне долго не удавался: водитель, который меня стажировал, чего только не вытерпел, пока я училась! Умение пришло неожиданно: как только я села за руль одна и поняла, что рядом со мной нет «палочки-выручалочки», все получилось.
Оказывается, нет ничего страшного в том, что ты заехала не с первого раза. Теперь я уже могу признаться, чего я боялась в таких случаях больше всего. Вот я приехала, и мне нужно подать машину на заднюю загрузку или разгрузку. И все мужчины, какие есть рядом, высыпают из кабин, чтобы посмотреть, как я справлюсь. Еще бы, такое событие! А я азартная: мне надо не сплоховать, надо, чтобы у меня получилось. И я от волнения больше не в зеркала смотрю, а на этих зевак: что они там делают и как они реагируют… Сейчас смешно вспомнить. Теперь я уже поняла, что это моя работа, осознала, что могу ее делать, и мне стало все равно, кто и что обо мне думает. Пусть хоть амфитеатр зрителей наблюдает за моей работой, я буду просто делать свое дело. И уже ни на что постороннее я внимания не обращаю.

– Сделав первые успешные шаги в профессии водителя-международника, может быть, Вы можете сказать, что следовало бы исправить (например, упростить) в подготовке водителей-девушек, чтобы их приходило на работу в транспортную сферу больше?
– Наверное, всё, от чего зависит этот выбор, в действительности заложено в самом человеке. Если хочешь попробовать, – пробуй. Не понравится – вернешься назад. То есть я из тех людей, которые скорее пробуют, чем жалеют, что не попробовали. А в подготовке… Не знаю. И на этапе учебы, и подготовки, и позже, во время стажировки, и потом, когда я сама села за руль, как мне сейчас кажется, я не столкнулась ни с чем, что могло бы меня остановить или заставить передумать. Главное – захотеть…

Беседовал Вячеслав МИЛЬЯНЕНКО


Дата последнего обновления страницы: 29.04.2024
 
 
Главная
Карта сайта
Обратная связь
English version
Русская версия
 
Вход
Логин:
Пароль:
    Актуальные интервью и публикации


 
Цены на топливо
руб. $
Аи-92-K5 2.26 0.71 0.65
Аи-95-K5 2.36 0.74 0.68
Аи-98-K5 2.580.81 0.74
ДТ-K5 2.36 0.740.68
Газ 1.23 0.39 0.35

 
&dhtml.getshorttext[information/turn/];
 
Курсы валют
Погода в Минске
Погода Минск на 6 дней
Информация сайта pogoda.by
    Информация о загруженности установленных мест для перегрузки (перецепки)


    Очереди в пунктах пропуска через границу Республики Беларусь


    Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь


    Транспортная инспекция


    ГТК РБ


    Департамент охраны


© 2024 БАМАП
infohub@bamap.org
Дизайн и программирование:
Abiatec