Архив новостей
2024
Май
  Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
18 29 30 1 2 3 4 5
19 6 7 8 9 10 11 12
20 13 14 15 16 17 18 19
21 20 21 22 23 24 25 26
22 27 28 29 30 31 1 2
    Аренда помещений БАМАП


    export


    Академия IRU


    Транспарк


    Транспортный вестник


Ðåéòèí&amp227;@Mail.ru
 
Актуальные интервью и публикации

Кадры и профподготовка

«ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН БЫТЬ БЛИЖЕ К ДОМУ, К СЕМЬЕ…»
Размышления водителя о главном

Александр Яцкевич – один из наших, белорусских, водителей-международников, награжденных по итогам работы в 2023 году Почетным дипломом Международного союза автомобильного транспорта (МСАТ). На предложение рассказать о себе, профессии и реалиях работы в современных условиях он согласился без лишних вопросов, и, что вполне логично, начал рассказ с того, как зарождалась мечта, а затем и цель – стать водителем большого и красивого автопоезда и возить на нем грузы в дальние страны…

Водитель МСАТ.jpg 
Дипломант МСАТ Александр Яцкевич (в центре), заместитель директора ТУП «Белтехносервис» Александр Бурковский (справа) и ведущий инженер предприятия Владимир Левин (слева)

– Родился и вырос я в Полоцке, здесь до сих пор и живу. Отец по профессии был водителем: тогда, правда, не было еще понятия «дальнобойщик», говорили «междугородник». Ездил он в Россию, Украину, Молдавию, и лет с восьми моих часто брал меня с собой. Во время моих школьных каникул, конечно. Поэтому работать на таком же большом автомобиле, ездить в дальние рейсы было для меня мечтой детства. Отучился в школе, закончил курсы ДОСААФ, получил категорию «C», отслужил срочную службу в автомобильном взводе, пошел работать и всё… дальше у меня, как и у отца, других специальностей и профессий, кроме водительской, уже не было.
Начинал в небольшой фирме: сначала за рулем «ГАЗели» ездил, потом на МАЗ пересел, а в 2002 году осваивал новехонький «МАЗ-МАН»…
– Сегодня, прямо скажем, не каждый отец-дальнобойщик обрадуется такому выбору сына. А как было у Вас?
– Мой был «за». Ему и самому нравилось водить автомобиль, и видел он, насколько интересно мне было ездить с ним, помогать в чем-то. К сожалению, сегодня отношение к профессии и к самой водительской работе изменилось. Нередко люди попадают в нее не по призванию, а чтобы денег заработать. Вряд ли они пришли бы в международные перевозки, скажем, в конце 90-х, когда и визу-то открыть было непростой задачей. О, это нужно было видеть радость водителя, когда ему удавалось получить визу с первой попытки. Да что там! – даже просто съездить в Европу было привилегией.
…Если же говорить о моих сыновьях – у меня их трое – им 12, 16 и 23 года, я, скорее, за то, чтобы они избрали другую профессию, хотя средний сын и намерен продолжить «династию». Старший свой выбор уже сделал – занимается таможенным делом, что, в общем-то, от перевозок недалеко.
– Каково это, в двадцать с небольшим возить грузы за тысячи километров?
– Во многом коллеги помогали. Более опытные водители никогда не отмахивались, если доводилось обращаться к ним за советом или помощью. Да и так сложилось, что меня всегда окружал очень дружный коллектив – и на первом месте работы, и здесь, в «Белтехносервисе».
– Не считали, сколько километров «за плечами»?
– О, никогда не задумывался и не вел счет, хотя… С 1998-го года очень много было поездок, наверное, тысяч 60–70 километров в год, а то и больше. Вот и считайте!
– На какой технике работали и работаете?
– Наверное, стоит уточнить, что еще во время поездок с отцом довелось учиться водить «Колхиду» и «ЗиЛ», достаточно старые автомобили. В «ДОСААФ» были стандартные «КамАЗ» и «ЗиЛ». В армии управлял «всем, что движется» категории «C», тут и «Урал» был, и «ГАЗ-66», и снова «ЗиЛ», и «КамАЗ»... После срочной я еще три года по контракту отслужил. Сначала, выйдя на «гражданку», месяца три возил грузы в Москву на «МАЗ-503», его еще «лобатым» называли. Вспоминаю те времена и думаю: сейчас бы ни за что в Москву на такой машине не поехал. Да меня и не пустили бы в черту города. А тогда – ничего, романтика!
Потом устроился в первую серьезную фирму, сначала дали «суперМАЗ», затем – «МАЗ-МАН», «Вольво». Когда перешел в «Белтехносервис», где до сих пор работаю, ездил уже только на новой технике.
– Компания «Белтехносервис» известна своими перевозками негабаритных грузов…
– Пять лет в них работал. Затем, после небольшого перерыва, пересел на «обычную» технику, хотя в «негабаритном» отделе до сих пор числюсь.
– В чем специфика таких перевозок с точки зрения водителя?
– Начнем с того, что все они сложные, каждая по-своему. Было дело: везли груз из Лиепаи. Высота – почти 6 метров, ширина – тоже 6 метров. Расстояние 300 километров осилили только за неделю: преодолевали путепроводы, снимали провода электролиний… И так по 50 километров в день. Интересно, конечно. Но из-за всех этих нюансов, отработав 5 лет, захотел поспокойней чего-то.
– А при такой работе вообще можно соблюдать режим труда и отдыха?
– Честно скажу: получалось не всегда, но мы старались. Все же это форс-мажор, и, если водитель не имеет возможности дотянуть до стоянки, он делает в документах отметку об этом. И наказания за этим не следовало. Да и сама перевозка осуществлялась в сопровождении машин полиции, нам приходилось подстраиваться под них.
– Как изменилась Ваша работа за последние два года?
– Как правило, теперь это рейсы в Краснодарский край, Ставропольский край России, Волгоград. Меня это вполне устраивает: и пробеги достаточно большие, и нет препятствий в виде границ. Бывают «перегрузы» – везем тогда на Москву, Минск.
Был недавно в Бресте, видел, какая очередь машин стоит на польском направлении: от Федькович, весового пункта, до перехода – 34 километра! Не хочется уже ни этих границ, ни этой Европы…
– По Вашим ощущениям, перевозок из Беларуси в Россию стало больше?
– Очевидно больше. Раньше вообще не знали, что такое очереди, чтобы в Россию попасть, а теперь их хватает. На восток пошло больше транспорта. Может быть, поэтому и расценки на перевозки снизились? Говорят, россияне косо смотрят на белорусских перевозчиков. Но ведь не мы устанавливаем фрахты. Мы просто делаем свою работу, возим грузы в двустороннем направлении, поскольку каботаж для нашего транспорта по территории Российской Федерации пока не разрешен.
– Без трудностей в Вашей профессии обойтись невозможно. С чем они чаще всего связаны?
– Наверное, с зимними холодами. Все-таки, лето есть лето, и проблемных ситуаций возникает гораздо меньше. А в морозы и метели может произойти что угодно – и непроходимые снегопады, и морозы, когда замерзает топливо. Даже замена колеса – несложная, в общем-то, операция – на морозе превращается в непростую задачу.
К счастью, критических случаев, когда бы речь шла о выживании, у меня не было. Даже когда происходили какие-то неприятности – всегда находился кто-то, кто приходил на помощь. Так было, когда у меня замерзло топливо: водители остановились, дали возможность согреться, съездили за керосином, помогли разогреть систему и запустить двигатель. Взаимопомощь на дороге – вещь необходимая и важная! Особенно это чувствуешь, когда едешь по Сибири: между населенными пунктами в лучшем случае 50–60 километров, и каждый водитель готов прийти на выручку коллеге, попавшему в сложную ситуацию.
– Наверняка у Вас есть знакомые, работающие в зарубежных фирмах. Где лучше работать: здесь или там?
– Скажу о себе: для меня сейчас вполне приемлемы и условия, и оплата труда – они не ухудшились. Плюс, возможность достаточно времени проводить с семьей. Да, есть знакомые, уезжающие на «каденции», на три–четыре месяца, в Европу. Как правило, это водители, цель которых – по-быстрому заработать деньги. Не знаю, зачем им это. По-моему, человек должен быть ближе к дому, к семье… Да и те же границы, очереди. Один мой знакомый рассказывал недавно: на переходе из Латвии в Россию собралась очередь из полутора тысяч грузовиков, а в день оформляются 80 машин. Это же надо почти 20 дней только на пункте пропуска простоять!..
Сейчас я работаю с напарником: 3-4 недели за рулем я, затем столько же – он. Такой режим позволяет и при деле быть, и о доме не забывать, детей растить.
– В дороге одному не скучно?
– Когда не было мобильных телефонов, ноутбуков, Интернета, когда за удачу считалось позвонить домой с какой-нибудь фирмы в дороге… да, было не совсем комфортно. Приезжаешь через месяц, а дома «куча» новостей – и хороших, и не очень. Сейчас же связаться с родными можно по телефону, по видеосвязи. И ты всегда знаешь, как дела в семье и у знакомых, что нового. Да и вне автомобиля для меня сейчас, когда поездки только по России, проще: нет языкового барьера, можно поговорить с кем угодно.
– В рейсе большое внимание приходится уделять и работе с документами. Не напрягает такая, бумажная, работа?
– Наверное, это со стороны всё кажется сложным. А у тех, кто проработал в международных перевозках 5–10 лет, работа с документами доведена до автоматизма. Для меня здесь всё просто. То же самое – и с режимом труда и отдыха.
– Работа в перевозках для Вас – любимое занятие или…?
– Конечно же, любимое занятие! Хотя… Бывает иногда – что-то идет не так, нет настроения, и думаешь: да ну его все, вот возьму и брошу. Но приедешь домой, отдохнешь, восстановишься, и… снова в путь.
– Тянет?
– Еще как тянет!
– Что хотели бы коллегам пожелать в новом году?
– Пусть все перемены в перевозках будут только к лучшему! Желаю белорусским водителям, белорусским перевозчикам хороших загрузок, надежной работы техники, крепкого здоровья и побольше радостей в жизни!

Беседовал Михаил КОНЮХ


Дата последнего обновления страницы: 05.03.2024
 
 
Главная
Карта сайта
Обратная связь
English version
Русская версия
 
Вход
Логин:
Пароль:
    Актуальные интервью и публикации


 
Цены на топливо
руб. $
Аи-92-K5 2.26 0.71 0.65
Аи-95-K5 2.36 0.74 0.68
Аи-98-K5 2.580.81 0.74
ДТ-K5 2.36 0.740.68
Газ 1.23 0.39 0.35

 
&dhtml.getshorttext[information/turn/];
 
Курсы валют
Погода в Минске
Погода Минск на 6 дней
Информация сайта pogoda.by
    Информация о загруженности установленных мест для перегрузки (перецепки)


    Очереди в пунктах пропуска через границу Республики Беларусь


    Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь


    Транспортная инспекция


    ГТК РБ


    Департамент охраны


© 2024 БАМАП
infohub@bamap.org
Дизайн и программирование:
Abiatec