Актуальные интервью и публикации
![]()
|
К сведению перевозчиковПЛЮС ТРИ ТЫСЯЧИ БЛАНКОВ.
Положительные тенденции на китайском направлении
Во второй половине 2022 года для белорусских международных автомобильных перевозчиков стала возможной работа на китайском направлении: нашим транспортным компаниям КНР выделила первую тысячу разрешений. Квота довольно быстро была использована. И таким образом, с учетом активной переориентации отечественной логистики на восточные и южные рынки, а также увеличения количества экспортно-импортных торговых операций с самим Китаем, почти сразу в переговорах с китайской стороной возник вопрос об увеличении квоты на нынешний, 2023-й, год. Подогревали интерес перевозчиков и новости, поступавшие на протяжении всего этого времени из Поднебесной: наконец произошла отмена ковидных ограничений на границе, белорусским автомобилям было разрешено заезжать на территорию Китая, вопрос об открытии виз нашим водителям удалось урегулировать… Теперь вот и количество разрешений увеличено: известие об этом пришло в первых числах июня – как раз после визита правительственной делегации в КНР.
Как, в какой атмосфере проходили переговоры с китайскими партнерами? Какие еще вопросы на них обсуждались сторонами? И чего можно ожидать от этого партнерства в будущем?.. На эти и другие вопросы «МТМ» ответил участник состоявшихся в Китае мероприятий – заместитель Министра транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Сергей Дубина.
– Сергей Станиславович, в начале июня с рабочим визитом в Китай летала белорусская правительственная делегация во главе с Министром экономики Александром Червяковым. Тематика визита была широкой, в числе рассматривавшихся вопросов были и те, что касались транспортного сотрудничества, а их обсуждение с представителями китайской стороны вели непосредственно Вы. Забегая вперед, скажем, что одним из результатов переговоров стало увеличение квоты китайских разрешений для наших автоперевозчиков в четыре раза, и это хорошая новость для участников рынка…
Расскажите, пожалуйста, в целом о ситуации с перевозками в китайском направлении и о том, как переговоры в Китае могут на них повлиять.
– Действительно, с 1 по 4 июня в Китае работала комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству Белорусско-Китайского межправительственного комитета по сотрудничеству. Это было уже седьмое заседание комиссии. В ходе рабочего визита белорусская переговорная группа, состоявшая из представителей органов госуправления, промышленного сектора нашей страны, Китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень», провела серию встреч с китайскими коллегами, на которых обсуждались возможности расширения экономического сотрудничества.
Это и вопросы прямых поставок между странами различных товаров и грузов (их номенклатура постоянно растет!), и перспективы взаимодействия в рамках промышленной кооперации и создания в Беларуси импортозамещающих производств, в том числе в «Великом камне», и многие другие… И значительная часть вопросов двустороннего сотрудничества, как видно, затрагивает транспортную составляющую: грузам нужно перемещаться и в одном, и в другом направлениях.
Собственно, мы уже наблюдаем, как стремительно возрастает роль транспорта на китайском векторе. В прошлом, 2022-м, году буквально «выстрелили» контейнерные железнодорожные перевозки: транспортировка продукции белорусских предприятий в Китай потребовала порядка 120 тысяч контейнеров в ДФЭ (а это рост сразу в пять раз!).
Опять же именно с прошлого года началась практическая реализация межправительственного соглашения Республики Беларусь и Китайской Народной Республики о международных автомобильных перевозках пассажиров и грузов. Напомню, документ вступил в силу еще 1 января 2020 года, но в связи с действовавшими антиковидными ограничениями в Китае обмен разрешениями состоялся только в 2022 году: мы получили первую квоту – тысячу китайских разрешений. И эта квота была успешно освоена отечественными автотранспортными предприятиями.
В текущем году многие из тенденций, заявивших о себе в 2022-м, усиливаются. Ситуация по этому сценарию, думаю, будет развиваться и дальше. После введения Евросоюзом санкций в 2022 году были нарушены привычные для белорусской торговли и белорусского транспорта логистические связи, происходила быстрая переориентация транспортных потоков с западного направления на восточное. В этой перестройке Китай является одним из наиболее перспективных направлений для организации транспортной работы. Думаю, понятно почему. Роль Беларуси как транзитной страны для европейского товара резко снизилась, и буквально тут же актуальность приобрел новый трек развития международных перевозок – перевозок в восточном направлении. Китай как чрезвычайно емкий потребительский и грузообразующий рынок имеет в этом смысле явно приоритетное значение.
Емкость китайского потребительского рынка и его способность генерировать грузы очень высоки, а по ряду товарных позиций, поставляемых в Беларусь, китайских экспортеров на сегодняшний день и вовсе заменить некем или, во всяком случае, сделать это непрос-
то. То есть, грузовая база имеется значительная, экспортные потоки в обоих направлениях в последнее время существенно выросли, и, как ожидается, продолжат свой рост. Все это говорит о том, что международный автотранспорт, коль скоро мы говорим сейчас именно о нем, может быть обеспечен в Китае загрузками, работа для транспорта на этом направлении есть.
– Решение каких проблем в области транспортной деятельности, и в частности, международных автоперевозок грузов на китайском направлении, обсуждается сейчас?
– Возникающие вопросы и проблемы я бы объединил в два больших блока, один из которых действительно можно обсуждать и решать с китайскими партнерами, а второй… Начну с него и коротко скажу, что, учитывая удаленность Китая, Министерству транспорта и коммуникаций при создании условий для перевозок грузов в этом направлении приходится решать большой комплекс проблем, выходящих за рамки вопросов транспортной деятельности и логистики в торговле двух стран. Экономика внешней торговли устроена таким образом, что транспортная составляющая в ней значительно дешевеет (а значит снижается и конечная стоимость экспортируемого товара!) в случаях, когда транспорт, задействованный в таких доставках, загружен в обоих направлениях – и туда, и обратно. Автомобильный транспорт чувствует эти проблемы особенно остро, верно? Отсюда возникает важность решения таких проблем, как развитие пограничной и дорожной инфраструктуры вдоль всего пути следования к границе с Китаем, увеличение пропускной способности пунктов пропуска, через которые белорусские грузовые автомобили могут осуществлять въезд и выезд с территории этой страны, и в целом принятие мер по ускорению оборачиваемости грузового транспорта и снижению себестоимости таких перевозок.
– А первый блок?..
– В первом блоке – вопросы и проблемы, которые нужно решать именно на нашем, двустороннем уровне. Для этого создана, в том числе, белорусско-китайская Совместная комиссия по вопросам международных автомобильных перевозок, работа которой происходила в рамках мероприятий, организованных Белорусско-Китайским межправительственным комитетом по сотрудничеству. Здесь один из важнейших вопросов повестки – увеличение квоты китайских разрешений. С учетом анализа использования квоты разрешений, выделенной на 2022 год, и возросшего экономического сотрудничества стороны договорились увеличить взаимные квоты разрешений на осуществление международных автоперевозок грузов на 2023 и 2024 годы. Годовая квота увеличена с одной тысячи до четырех тысяч разрешений.
В ближайшее время ожидается поступление дополнительного контингента китайских разрешений для белорусских перевозчиков в количестве трех тысяч штук.
– А когда закончатся и эти разрешения?.. Можно ли рассчитывать на то, что китайская сторона снова пойдет нам навстречу?
– Такого рода переговорный процесс с Китаем, можно сказать, только начался: стороны сейчас оценивают возможности и позиции друг друга, анализируют риски, делают предварительные прогнозы того, как будет развиваться ситуация. Поэтому пока трудно говорить с определенностью, какой ответ дадут китайские коллеги на наш дополнительный запрос, когда он будет иметь место. Нужно добавить, что и в ходе состоявшегося переговорного процесса предложения белорусской стороны по обмену разрешениями были иного порядка. Важно понимать, что в Китае есть своя, сложившаяся практика рассмотрения поступающих предложений, а принимаемые решения обязательно проходят внутренние согласования (впрочем, как и у нас!), и все это может происходить не быстро. И определенно нашими партнерами учитывается наличие взаимного интереса к поступающим предложениям.
Наглядным примером такого отношения к решению вопросов может служить снятие ограничений после окончания пандемии COVID-19: уже весь мир с облегчением сорвал защитные маски и отменил введенные ранее запреты, а Китай сделал эти шаги тогда, когда счел возможным и необходимым их сделать.
Думаю, не последнюю роль в этом играет еще и тот фактор, что экономика Китая в последнее время растет очень динамично, ее весомость и значимость для мировых экономических процессов уже никто не оспаривает, а глобализация торговли только способствует укреплению этого тренда. Отсюда, полагаю, и многие шаги во внешнеэкономической деятельности расцениваются китайской стороной как меры экономической дипломатии, и потому в КНР не станут принимать такие меры, не продумав и не взвесив их хорошо.
В любом случае дальнейшие переговоры будут происходить в рамках совместной с китайской стороной комиссии, о которой я говорил.
– Обычно в таком переговорном процессе с иностранными партнерами – в рамках смешанных комиссий – важное место занимают вопросы совершенствования порядка выполнения перевозок: стороны разъясняют друг другу различные их аспекты, просят устранить выявленные проблемы и так далее. Скажите, в отношениях с Китаем наработана уже такая практика перевозок, которая бы позволяла совершенствовать порядок их выполнения, и, если да, то какие вопросы ставят белорусская и китайская стороны друг перед другом?
– Безусловно, такие проблемы и вопросы, решение которых будет прояснять, оптимизировать условия выполнения международных автоперевозок, в нашем переговорном процессе с Китаем уже есть, несмотря на то что взаимодействие двух стран в этой сфере только началось. Весомую поддержку в этом процессе оказывает Посольство Республики Беларусь в Китайской Народной Республике. Какое-то время уйдет на то, чтобы нам, как шестеренкам в едином механизме, «притереться» друг к другу.
В этот раз, к примеру, обсуждался вопрос о возможности использования полуприцепов с иностранной регистрацией, в частности регистрацией в Республике Беларусь, после их перецепки перевозчиком – резидентом КНР (имеется в виду тягач с китайской регистрацией) при выполнении международных перевозок по территории Китая. На этот наш вопрос китайские партнеры ответили, что они не видят препятствий для такого рода перевозок с учетом норм межправительственного соглашения Республики Беларусь и Китайской Народной Республики о международных автомобильных перевозках пассажиров и грузов. При этом было особо указано на то, что положения данного межправительственного соглашения в случае возникновения каких-либо правовых коллизий имеют большую юридическую силу по сравнению с решениями китайских властей, принимаемыми на местах, например, на уровне отдельных провинций.
И в целом наши китайские коллеги подтвердили готовность рассматривать проблемы в случае их возникновения в двусторонних отношениях, и обсуждать способы их решения. Точно так же, к обсуждению проблем готова и белорусская сторона.
– В случаях, когда иностранные разрешения являются дефицитными, как правило, возникает необходимость в оценке эффективности и контроле со стороны Министерства транспорта и коммуникаций за их использованием участниками рынка.
Сергей Станиславович, нужна ли такая оценка при использовании разрешений КНР? Какую позицию в целом по этому поводу занимает Минтранс?
– Мониторинг спроса на разрешения со стороны международных автомобильных перевозчиков и эффективности использования ими бланков разрешений проводится на постоянной основе, и при необходимости комиссия Министерства транспорта и коммуникаций принимает решения об изменении порядка выдачи того или иного вида разрешений либо об их распределении. В этом смысле разрешения КНР не являются исключением из общего правила. Вместе с тем, количество транспортных компаний, которые сегодня выполняют перевозки грузов в этом направлении, пока не очень велико. А в зависимости от того, как ситуация будет развиваться дальше, решения могут и корректироваться. Главное, у нас выработаны механизмы реагирования на то, что происходит на рынке. Минтранс, как говорится, держит руку на пульсе, и, если какие-либо дополнительные решения потребуются, они будут приняты. Как обычно, после предварительного их обсуждения с белорусскими международными автоперевозчиками…
Беседовал Вячеслав МИЛЬЯНЕНКО
|
![]() Цены на топливо
&dhtml.getshorttext[information/turn/];
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2023 БАМАП
infohub@bamap.org Дизайн и программирование:
Abiatec |